Статьи
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
Сегодня реставрация памятников архитектуры достаточно трудоёмкий процесс, который зависит от многих факторов, правил, регламентов и законов. Прежде чем начинается работа над объектом проводится ряд исследований, которые включают в себя целый список работ по архитектурному изучению памятника и цикл инженерно-технических изысканий. Важным моментом является согласование всех видов работ, которые запланированы в ходе предстоящего восстановления объекта. Необходимо максимально осветить строительную историю памятника архитектуры. Выявить сохранившиеся остатки утраченных архитектурных форм и определить возможность их документально точного возобновления. Таким образом, все основные положения о реставрации и консервации наследия заключены в Венецианскую хартию.
В «Международной конвенции об охране Всемирного и природного наследия» был разработан специально тест, который назывался «Тесте на подлинность», куда входили такие пункты как:
- подлинность материала
- подлинность замысла
- подлинность мастерства
- подлинность окружения
Примеры качественной реставрации весьма редки. Например, в 2012 году золотая медаль на международном смотре в Лейпциге была присуждена реставрации Триумфальной арки в Москве. В обязанности архитектора входит следить, чтобы при реставрации тщательно сохранялись все элементы, представляющие архитектурную ценность.
Именно поэтому в каждом конкретном случае используется реставрационный (большемерный) кирпич с заранее заданными техническими характеристиками, соответствующими первоначальным материалам. В данном случае современные стандарты строительных материалов неприемлемы в отличие от реставрации памятников архитектуры, где материалы должны быть специальными и отличаться по характеристикам от общепринятых строительных. Это объясняется тем, что во времена строительства сегодняшних памятников архитектуры не существовало единых стандартов и в каждом регионе строили из кирпича различных размеров.
Чтобы сохранить в первозданном виде памятники архитектуры, реставраторам, прежде всего, требуются материалы, в точности повторяющие те, из которых они построены.
При этом важно, чтобы современные материалы, повторяя старинный кирпич по форме, были более прочными и долговечными.
В XX веке после разрушений мировых войн европейским архитекторам пришлось заново отстраивать целые градостроительные ансамбли. Огромные по размаху реставрационные работы были проведены в послевоенной Германии. Образцовой считается послевоенная реставрация исторического центра Варшавы, удостоенная включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО на заре его существования как «выдающийся пример практически полного восстановления исторического наследия за период с XIII по XX века»